Умение выстраивать продажи — ключевой навык для ведения бизнеса. Чтобы получать прибыль и развивать компанию, недостаточно просто создать хороший продукт. Важно донести до клиента его ценность и преимущества. В этой статье разберём один из основных инструментов продаж: что такое скрипт, для чего применяется и как составить результативный скрипт продаж.
Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев
Принять участиеСкрипт — это готовый шаблон разговора с клиентом, который включает в себя несколько вариантов развития диалога. Цель скрипта — помочь менеджеру заключить сделку. Скрипт позволяет продавцу сделать разговор с клиентом убедительным, аргументированно закрыть возражения и подвести к принятию решения.
Когда в компании разработаны стандарты обслуживания и есть шаблоны для общения с покупателями, это даёт несколько преимуществ:
Использование скриптов не застрахует от возможных ошибок менеджеров и не решит всех задач бизнеса. Бывают ситуации, в которых универсального решения нет и даже безупречная подготовка малоэффективна. Однако разработка стандартов позволяет минимизировать такие случаи.
Часто скрипты составляются для нескольких видов коммуникаций: телефонная продажа, личная продажа и продажа в переписке с клиентом. Могут быть составлены варианты для общения с клиентами разного уровня: скрипт для диалога с «холодным» клиентом будет отличаться от шаблона для «тёплого» покупателя.
«Холодными» считаются клиенты, которые ещё ничего не знают о продукте и не проявляют активной заинтересованности. Например, когда менеджер по продажам звонит потенциальному покупателю в первый раз для назначения встречи, скрипт может выглядеть так:
МЕНЕДЖЕР: Иван Иванович, добрый день! Меня зовут Геннадий, я представляю компанию по разработке сайтов «Белый день». У нас есть решение для вашей компании, которое позволит увеличить посещаемость сайта и привлечь новых клиентов. Скажите, когда вы в последний раз обновляли информацию на сайте? КЛИЕНТ: Уже и не вспомню точно. МЕНЕДЖЕР: А как часто вы получаете заявки с сайта? КЛИЕНТ: Где-то два-три раза в неделю. МЕНЕДЖЕР: Я могу помочь увеличить конверсию в 2 раза и сделать заявки более качественными. Предлагаю встретиться на 30 минут и я подробно всё расскажу. У вас будет окно во вторник после обеда? КЛИЕНТ: Да, в 15:00 я свободен. |
Задача продавца на первом этапе — познакомиться, объяснить клиенту кто он, из какой компании и почему звонит, выявить актуальность, рассказать какую выгоду клиент получит от встречи и предложить удобное время. Когда у менеджера перед глазами есть скрипт, он без особых сложностей проведёт разговор.
Скрипты для общения с «тёплыми» клиентами предполагают больше уточняющих вопросов для выявления потребностей и наличие аргументов для закрытия возражений. Пример такого скрипта:
МЕНЕДЖЕР: Иван Иванович, скажите, что для вас важно в работе сайта? КЛИЕНТ: Я хочу чтобы он быстро загружался и добавить несколько страниц с информацией о нашей компании, ну и чтобы это было доступно по цене. МЕНЕДЖЕР: Я вас понимаю, это действительно важные показатели. Хочу обратить ваше внимание, что мы уже 5 лет занимаемся разработкой и обеспечиваем клиентам высокую скорость загрузки на профессиональном уровне. Также мы стараемся держать среднюю стоимость услуг на рынке. Давайте встретимся и я смогу вам детальнее рассказать об этапах предстоящей работы. Как насчёт вторника, во второй половине дня? КЛИЕНТ: Да, отлично, давайте. |
Здесь продавец заранее получает информацию о потребностях клиента, это позволит тщательнее подготовиться ко встрече. Также прорабатываются первые беспокойства потенциального покупателя.
Скрипты для личных встреч и продаж в офисах или магазинах будут объёмнее.
Они включают в себя описание всех этапов:
Структура таких скриптов похожа, но содержание может разниться в зависимости от особенностей бизнеса и длительности продаж. Если компания реализует дорогостоящий продукт, скрипт может составляться с расчётом на несколько встреч.
Продажи в переписке тоже имеют специфику, исходя из которой, составляется шаблон. При разработке такого скрипта стоит учитывать обилие информации в сети и ограниченное внимание пользователей. Эффективный шаблон для переписки будет кратким, информативным и позитивным.
Универсального метода, по которому можно составить рабочий скрипт для всех компаний не существует. Всегда необходимо учитывать особенности бизнеса. Для разработки эффективного скрипта вам понадобятся:
Чтобы составить шаблон разговора с покупателем, для начала необходимо определить его точную задачу: это будет скрипт для телефонного разговора или личной встречи, для «тёплого» или «холодного» клиента.
После того как определились с действием — переходим к составлению. Скрипт для назначения встречи по телефону можно разработать по примерам, приведённым выше в статье. Такой скрипт необходимо дополнить вариантами продолжения беседы в случае отказа клиента от встречи. Когда покупатель говорит, что ему неинтересно предложение — задача менеджера заинтересовать и не дать разговору оборваться. Для этого можно использовать заранее подготовленный «цепляющий» факт. Например, рассказать, что ваши услуги принесли постоянному покупателю рекордную прибыль и назвать цифру.
При составлении скрипта для личной встречи, опирайтесь на основные этапы продаж и учитывайте цель каждого из них:
Придерживаясь этого алгоритма и дополнив его полезной информацией о продукте, вы сможете написать эффективный скрипт. Важно тестировать готовые скрипты на практике, пробовать изменять что-то и отслеживать результаты.
На количество продаж и прибыль компании также влияет маркетинг. Когда отделы продаж и маркетинга синхронизируются и работают в одном направлении — количество клиентов и качество обслуживания повышается, компания быстро завоёвывает позиции и репутацию на рынке.
Изучить основы интернет-маркетинга, повысить качество и количество продаж вы можете на обучающем курсе «Интернет-маркетолог с нуля» в Академии Сигма.
За месяц прохождения программы вы узнаете как правильно проводить анализ целевой аудитории и конкурентов, научитесь настраивать контекстную рекламу и изучите основы SEO-продвижения. Курс разработан при участии ведущих вузов и образовательных организаций.
Обучение проходит онлайн. Преподаватели-практики делятся опытом и знаниями, помогают быстро освоиться в профессии и сопровождают студентов на каждом этапе. По итогам курса вы пройдёте аттестацию, упакуете первые кейсы и получите документ об образовании установленного образца. Это послужит отличным стартом в новой карьере и поможет без труда найти первых клиентов или постоянную работу.
Как закрепить позиции на рынке труда и найти подходящие вакансии — подскажут специалисты Центра карьеры. Вместе с профессиональными HR вы составите сильное резюме и пройдёте подготовку к собеседованиям.
Управляйте продажами и получите востребованную профессию вместе с Академией «Сигма».
Помогаем найти вашу работу мечты
Лучшая инвестиция — это инвестиция в себя, в свои знания и будущее. Оставьте заявку на обучение прямо сейчас и станьте участником проекта
Принять участие