Сигма

Академия «Сигма»

  • Программы

Медиаблог /

Менеджмент: что это такое, кому необходим и какие есть направления

17 января 2023

Менеджмент: что это такое, кому необходим и какие есть направления

Если вас привлекает кресло руководителя, то знакомства с понятием «‎менеджмент»‎ не избежать. Руководящая должность подразумевает умение управлять: подчинёнными, процессами, ресурсами. Всё это лежит в основе менеджмента. Из статьи вы узнаете: что стоит за определением, какие задачи и функции выполняет менеджмент, какие есть направления и где применить полученную информацию на практике.

Что такое менеджмент

Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев

Принять участие

Что такое менеджмент

В дословном переводе с английского менеджмент — это управление. В вузах он изучается как самостоятельная дисциплина. Есть множество учебников и пособий, посвящённых менеджменту. Все они сходятся в общепринятом определении:

Менеджмент — это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению, можно ли считать термины «‎управление»‎ и «‎менеджмент»‎ равнозначными. Кто-то ратует за то, что под управлением понимаются более обширные процессы, а кто-то допускает взаимозаменяемость определений. Нам важна практическая сторона вопроса, поэтому в статье будем придерживаться второго варианта.

Специалист в любой области, имеющий подчинённых и управляющий бизнес-процессами — это менеджер. Неважно, управляет ли он отделом из 2-х человек или возглавляет огромную корпорацию.

Какие задачи у менеджмента

задачи менеджмента

Глобальная цель менеджмента — бесперебойное развитие бизнес-процессов организации. Из неё формируются задачи. Список будет разниться в зависимости от количества сотрудников, направления деятельности и других особенностей компании. Наиболее часто встречающиеся задачи:

  • разработка и контроль производства товаров или предоставления услуг
  • формирование системы мотивации персонала
  • изучение спроса и потребностей рынка
  • сокращение расходов и оптимизация
  • поиск и обучение новых сотрудников
  • составление стратегии развития предприятия
  • поиск необходимых ресурсов
  • регламентирование всех бизнес-процессов
  • автоматизация и внедрение новых технологий

В рамках одной компании выполнять задачи может как руководитель, так и несколько отделов. В больших организациях формируются подразделения, которые отвечают за конкретные направления: отдел персонала занимается подбором и обучением сотрудников, отдел качества следит за характеристиками производимых товаров или поставляемых услуг. В малом бизнесе руководители часто совмещают выполнение задач.

Функции менеджмента

Менеджер женского пола

Под функциями подразумевают разные виды управленческой деятельности. То, чем занимаются руководители.

Есть пять основных функций, которые использует каждый менеджер:

  • Планирование — любой процесс начинается с плана. Прежде чем запустить деятельность компании, составляется бизнес-план для оценки эффективности и прогнозирования прибыли. Руководитель отдела производства выставляет план по количеству изготавливаемого товара. Начальник отдела персонала прогнозирует найм.
  • Организация — пошаговая реализация составленного плана. Задачи распределяются между подчинёнными, каждый отдел или исполнитель обеспечивается необходимыми ресурсами. Рабочие процессы выстраиваются для достижения плановых показателей.
  • Мотивация — не только денежная, но и нематериальная. Хороший руководитель знает множество мотивирующих инструментов. Это могут быть как денежные бонусы — ежемесячные или квартальные премии, так и нематериальные награды — звание лучшего сотрудника, дополнительные дни отпуска, благодарственные грамоты от компании.
  • Контроль — отслеживание процессов и урегулирование форс-мажоров. Если кто-то из персонала заболел и не может выполнять работу, руководитель должен оперативно найти замену. Когда поставщики задерживают материалы, задача руководителя — принять меры и ускорить доставку.
  • Координация — синхронизация работы всех отделов предприятия. Важно, чтобы подразделения трудились сообща и обеспечивали друг друга актуальной информацией. Если отдел продаж вовремя не сообщит о большой сделке, производство может быть не готово поставить необходимое количество товара.

Выполнение всех функций позволяет руководителю поддерживать развитие компании и держать под контролем рабочие процессы. Если какая-то из функций не выполняется, предприятие рискует потерять часть прибыли.

Направления в менеджменте

Менеджмент применяется во многих направлениях. Можно управлять как отдельно взятым проектом, так и огромной компанией с сотнями подчинённых. Поэтому выделяют подотрасли менеджмента. Вот некоторые из них.

Проектный менеджмент. Это управление проектом. Создание продукта, например, новой линейки косметических товаров или разработка мобильного приложения для ресторана доставки — всё это проекты.

Во главе проекта стоит человек, который контролирует и организует процессы. Таких специалистов называют проектными менеджерами или project-менеджерами. Они контролируют исполнение и сдачу проекта в установленные сроки, получение ожидаемого результата заказчика и соблюдение интересов команды исполнителей.

Проектный менеджмент — отдельная область знаний, в которой есть специальные методики и инструменты. Специалисты обучаются работе с командой, планированию и распределению задач, оценке сроков и результатов. Направление активно применяется в IT сфере.

Операционный менеджмент. Отвечает за качество производства товаров и услуг компании. Если проектный менеджмент обеспечивает работу конкретного проекта, то операционный — управляет основными, системными процессами. Стандартизирует и отслеживает технологию разработки продукта. Также это непрерывный поиск способов улучшения производства и сокращения расходов.

Стратегический менеджмент. Определяет долгосрочные цели и перспективы предприятия. Основная функция — планирование.

Смысл стратегии в том, чтобы выставить реальные, достижимые цели и определить способы их выполнения, с учётом возможных изменений: ситуации на рынке, действий конкурентов и других.

Результат стратегического менеджмента — это прогноз возможных достижений компании на ближайшие несколько лет. Обычно изучаются разные сценарии поведения окружающей среды и под каждый составляется план действий.

HR-менеджмент. Без системы найма, адаптации и обучения новых сотрудников не обходится ни одна компания. Люди — основа любого бизнеса. Это направление помогает организациям выстроить работу с персоналом.

Функции HR-менеджмента:

  • рекрутмент — непосредственный поиск сотрудников;
  • кадровый учёт — оформление сотрудников в штат, увольнение, выдача справок и подтверждающих документов;
  • адаптация — введение в должность новых сотрудников;
  • компенсации и льготы — распределение бюджета на зарплаты, премии, бонусы;
  • обучение — организация тренингов, корпоративных собраний;
  • оценка и развитие — изучение текущего уровня персонала в целом и индивидуально каждого работника.

С ростом конкуренции за кадры на рынке труда, компании усиливают найм всеми способами. У HR-менеджера появилась ещё одна функция — HR-брендинг. Её цель — создать привлекательный образ работодателя для кандидатов. Специалисты рассказывают о внутренних процессах компании, показывают «‎изнанку»‎ работы и стараются общаться с потенциальными работниками на разных площадках.

Финансовый менеджмент. Это управление всеми финансовыми активами компании. Извлечение максимально возможной прибыли — основная цель финансового менеджмента.

Направление подразделяется на несколько составляющих:

  • финансовый учёт — описание всех денежных операций, выполненных организацией;
  • финансовый анализ — определяет на каком этапе развития находится компания, в каких областях необходимо произвести изменения и что можно улучшить;
  • бюджетное управление — распределение бюджета: на рекламу, на производство, на обучение персонала;
  • инвестиции — оценка перспективных направлений для вложений.

За финансовый менеджмент обычно отвечают сразу несколько специалистов: кто-то один распределяет бюджет, другой проводит анализ и т.д.

Риск-менеджмент. Всегда есть риски: конкурент выпустит похожий продукт по более низкой цене или поставки материалов для производства сорвутся. Задача риск-менеджмента — предотвратить такие сценарии или разработать план для скорейшего устранения проблем.

Специалисты постоянно проводят мозговые штурмы: процесс поиска возможных рисков не прекращаем. Затем ситуации оцениваются и принимается решение о дальнейших действиях.

Риск-менеджмент предлагает четыре возможных стратегии урегулирования:

  • избегать риска — например, поменять подрядчика на более надёжного;
  • принять риски — когда последствия не критичны для компании;
  • уменьшить и контролировать — например, усилить контроль за исполнением сроков;
  • передать риски — привлечь сторонних исполнителей.

В область контроля риск-менеджмента входят разные аспекты. Это могут быть финансовые, производственные или даже репутационные риски. Чем больше становится компания, тем сложнее её устройство и количество возможных рисков возрастает.

Кому необходим менеджмент

В первую очередь знать и использовать инструменты менеджмента необходимо руководителям. Но и рядовым специалистам полезно применять в работе некоторые принципы — это поможет улучшить результаты и сделать процессы эффективнее.

Активно применяются управленческие решения в IT-сфере. Работа с большим объёмом информации нуждается в более детальном менеджменте. Есть разные уровни как руководителей, так и специалистов. Принято делить специалистов на три категории:

  • Junior — самый первый, начинающий;
  • Middle — среднего уровня;
  • Senior — старший специалист.

Чтобы получить статус Junior, специалисту нужно пройти обучение и выполнить первый проект.

Если вам интересно развитие в IT-сфере, но не знаете с чего начать — пройдите обучение и сделайте первые шаги в профессии вместе с преподавателями ведущих вузов и образовательных организаций в Академии «‎Сигма»‎.

Вы можете изучить курсы «‎Web-программист»‎, «‎Тестировщик ПО»‎, «‎Аналитик данных»‎ или «1С программист»‎.

Программы обучения выстроены таким образом, чтобы все полученные знания вы смогли отработать на практике, закрепить и применять в работе. А преподаватели будут сопровождать вас на каждом этапе — от теории до готового первого проекта.

По окончанию обучения вы получите документ установленного образца, который подтвердит квалификацию при трудоустройстве.

Войдите в IT с качественными знаниями от Академии «‎Сигма»‎.

Помогаем найти вашу работу мечты

Лучшая инвестиция — это инвестиция в себя, в свои знания и будущее. Оставьте заявку на обучение прямо сейчас и станьте участником проекта

Принять участие