Продуктовая аналитика — сложная, но интересная область на стыке маркетинга, аналитики, IT и психологии. Порог входа не самый низкий, но уже на позиции junior специалисты зарабатывают от 120 000 рублей в месяц, а продвинутые и выше 300 000 рублей.
Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев
Принять участиеСвязано это с тем, что продуктовые аналитики помогают бизнесу совершать верные стратегические шаги, улучшать продукт, а значит — повышать прибыль.
Основная цель — помогать компаниям принимать решения на основе точных данных, корректировать стратегию и делать продукт* таким, который будет приносить пользу аудитории и прибыль бизнесу.
Для этого продуктовый аналитик изучает сам продукт, тренды на рынке, сценарии продаж. Анализирует целевую аудиторию и ее поведение — как люди реагируют на продукт, что мешает или помогает совершать покупки / взаимодействовать с продуктом, какие каналы продвижения действуют эффективнее и так далее.
Эти данные аналитик получает в виде специальных метрик и статистики, так что в профессии не обойтись без любви к цифрам, таблицам, работе с вычислительными формулами.
* Продукт — любой сервис, услуга или категория товаров.
Предположим, наш продукт — игра на смартфон. Цель разработчика — зарабатывать на игроках, которые вносят реальные деньги в обмен на игровую валюту или ресурсы.
Чтобы это было возможно, необходимо продумать затягивающие механики, которые побудят игроков совершать покупки. Чтобы игрок регулярно возвращался в игру и продолжал приносить деньги, нужна мотивация и механизмы возврата.
То есть, игра должна быть захватывающей, а у приобретаемой игровой валюты должна быть высокая значимость.
Скриншот из игры «Клуб романтики» — игроки читают интерактивные истории и делают выборы. Чтобы открывать новые эпизоды или делать более желанный для сценария выбор, нужно покупать алмазы. У игроков для этого есть большая мотивация, так как механика игры затягивает, игрокам хочется узнать «что же будет дальше»
Продуктовый аналитик как раз помогает сделать так, чтобы люди охотно покупали алмазы.
Вот как он это делает:
Собирает и анализирует статистику игры. Смотрит, на каких этапах игрокам становится скучно, в какой момент они покидают приложение, какие игровые механики предположительно не нравятся или даются сложно, а какие пользуются популярностью. Почему игроки не совершают покупки, когда игра предлагает это сделать. Изучает обратную связь игроков.
Всю эту информацию специалист получает с помощью инструментов аналитики, которые дают отследить время, проведенное в приложении и поведение игроков — на какие кнопки нажимают, какие детали игнорируют, и так далее.
Определяет слабые места и точки роста. Когда у аналитика есть статистика, он формирует гипотезы: что стоит добавить или исправить в игре.
Гипотезами могут быть высокий процент оттока игроков на сложном, скучном или долгом уровне, невостребованность определенной функции, слабая система поощрения, непривлекательный дизайн некоторых элементов.
Дает рекомендации по улучшению. Специалист может предложить изменения в уровнях сложности, оптимизацию баланса игры, внедрение новых функций или улучшение интерфейса.
На данном этапе аналитик активнее сотрудничает с другими участниками команды — с дизайнерами, продакт-менеджерами, разработчиками. Важно убедительно доносить мысли и уметь находить общий язык — от того, насколько правильно все поймут друг друга, будет зависеть продуктивность обновлений.
Итог. Аналитик продолжает анализировать показатели с внесенными изменениями, проводит A/B-тестирование, продолжает собирать статистику и следить за тем, чтобы изменения в игре были продуктивны и приносили бизнесу нужный результат.
Аналитика данных становится все более важной в современных организациях, а продуктовый аналитик владеет навыками, которые позволяют извлекать ценную информацию из данных. Что еще важно знать о профессии кроме того, что она высоко оплачивается?
Влияние на качество продукта Можно сказать, что это творческая часть работы. Аналитические выводы и рекомендации помогают определить стратегию развития продукта, разработать гипотезы по изменениям дизайна и функциональности, улучшить производительность продукта.
Всестороннее развитие. Продуктовый аналитик развивается в областях анализа данных, статистики, программирования, маркетинга и бизнеса. В зависимости от специфики компаний, может потребоваться углубление не во все навыки, а только в некоторые из них. Но монотонной и скучной работу точно не назовешь.
Общение с коллегами. Это не просто возможность поболтать на работе, а неотъемлемая часть работы — мозговые штурмы, планерки. Тесное сотрудничество с другими членами команды позволяет продуктовому аналитику повышать насмотренность, углублять знания и навыки в каждой области.
Неопределенность и изменчивость. В анализе продукта часто возникают ситуации, когда требуется быстро адаптироваться к изменениям и менять приоритеты. Это может вызывать стресс и требовать максимальной гибкости и выдержки от аналитика.
Бизнес-ориентированность. Требуется понимать бизнес-цели и приоритеты компании. Важно принимать такие решения, которые будут соответствовать стратегии и целям бизнеса.
Курс: Data аналитик с нуля
На самом деле, это не такая большая проблема. Если вы устроились на постоянную работу в корпорацию, вы быстро погрузитесь в особенности конкретного бизнеса и будете работать в его контексте.
Зависимость от данных. Работа аналитика зависит от наличия качественных данных в компании. Если вы пришли в компанию, где собирают не все данные, или их качество низкое, это может затруднить анализ и продуктивную работу.
Однако, в таком случае, целью вашей работы может стать установка счетчиков и организация процессов по сбору данных, формированию отчетности.
Взгляд на плюсы и минусы — усредненный и субъективный, но он может быть полезен тем, кто выбирает профессию и хочет понять, с чем примерно придется работать.
Продуктовые аналитики используют математические модели и статистику, работают с базами данных с помощью SQL. Однако цифры это еще не все. Важно проводить аналитику, делать прогнозы, переводить данные на человеческий язык, который будет понятен другим участникам команды.
Аналитические инструменты. Google Analytics, Adobe Analytics, Mixpanel, Amplitude и другие. Эти программы позволяют собирать данные о пользовательском поведении, просматривать метрики, создавать отчеты.
Дашборды и визуализация данных. Продуктовый аналитик использует такие инструменты как Tableau, Power BI, Google Data Studio, чтобы представлять данные в удобной и понятной форме, отслеживать прогресс работы и распределять задачи по команде.
A/B-тестирование. Методика позволяет сравнить два или несколько вариантов продукта или его функции, и определить, какой вариант лучше работает. Помогает оценить, какие результаты приносят нужные изменения и принять обоснованные решения по оптимизации продукта.
Путей в профессию может быть несколько. Кто-то начинает с нуля, другие переходят из смежных областей, когда накапливают достаточно опыта в маркетинге, IT или бизнесе.
В обоих случаях важно развивать аналитическое мышление, учиться работать с данными и статистикой, разбираться в метриках, а также изучать, как устроены бизнес-процессы и продуктовые стратегии. Пригодится знание Python — не всего языка программирования, но некоторых его функций.
Изучать эти инструменты и учиться думать, как аналитик, можно на курсе аналитики данных в Академии «Сигма». В течение 3 месяцев на курсе учатся программированию, работе с SQL, MATLAB, Minitab, SAS, Microsoft Excel и другими инструментами.
Курс состоит из практики на 75% — во время обучения студенты решают реальные задачи, которые можно будет с гордостью положить в портфолио. Обучение ведут преподаватели-действующие практики, дают домашние задания и обратную связь, а кураторы дают отдельные консультации тем, кто плохо усвоил материал.
После обучения Центр карьеры помогает составить грамотное резюме, оформить портфолио и разработать план действий по поиску работы. Бывает возможность попасть на стажировку в крупные компании.
Всех студентов добавляют в закрытый чат вакансий, и чат, где можно пообщаться с работодателями, выполнить тестовые задания и также использовать их для портфолио, или же сразу получить предложение по работе.
Помогаем найти вашу работу мечты
Лучшая инвестиция — это инвестиция в себя, в свои знания и будущее. Оставьте заявку на обучение прямо сейчас и станьте участником проекта
Принять участие