Мобильные приложения начали разрабатывать не так давно — рынок появился в 2008 году. Эта сфера стремительно развивается. По статистике сайта data.ai, в 2020 году в рекламу на мобильном рынке было вложено 240 миллиардов долларов. Рекламодателям выгодно вкладываться в приложения на мобильных устройствах, поэтому стать востребованным мобильным разработчиком легко. В статье рассказываем, в чем особенности мобильной разработки и что нужно знать, чтобы создать первое приложение.
Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев
Принять участиеMobile developer — это программист, который разрабатывает приложения для мобильных устройств. Смартфоны, планшеты, умные часы — все, что работает на операционной системе, подходит под определение.
Есть три варианта работы с ОС:
Первые два способа разработки называются нативными. Можно выбрать их или работать с несколькими платформами сразу. Все зависит от того, для чего вы идете в разработку.
В 2008 году Стив Джобс презентовал AppStore. Специалисты впервые могли распространять свои приложения, а пользователи — свободно скачивать их из библиотеки. Все как сейчас. До этого момента рынок мобильных приложений существовал в другом виде.
В 1998 году появились первые мобильные браузеры. С WAP — беспроводным протоколом приложений — можно было выйти в интернет с телефона. Первые сайты на телефонах выглядели примитивно, как гиперссылки с иконками. Нажал на одну — прочитал гороскоп. На другую — зашел на Wikipedia. На третью — случайно заразил телефон вирусом. Мало компаний работали с WAP, потому что это казалось неактуальным и небезопасным.
В 2001 году появилась открытая операционная система Symbian. С ней программисты могли распространять свои mobile apps на телефонах. А пользователи — скачивать программы от проверенных программистов из интернета на свое устройство. Не зашло, потому что программистам было сложно писать на C++, основном для ОС, а пользователей пугала необходимость покупать сертификат для установки приложений. Symbian не стали развивать, хотя изначально проект поддерживала Nokia. Перестала, переключив внимание на разработку дизайна для новых телефонов.
Возвращаемся в 2008. Вместе с AppStore Стив Джобс презентовал iPhone SDK. Набор средств для айтишников, чтобы они могли создать приложение и выпустить его на лицензионной платформе. Компании все еще не понимали, как работать с мобильным рынком. А программисты не хотели ограничивать себя одним языком разработки. Однако с этого момента все ускорилось.
В 2010 году создали платформу, с помощью которой можно было создать app без ограничений и протестировать его работу перед выпуском.
Сегодня, в 2023 году, компании готовы вкладываться — пользователи проводят до пяти часов в день в приложениях, по статистике сайта data.ai. Они готовы смотреть рекламу или покупать подписки, вкладывать свое время и деньги в смартфоны. Мобильные приложения упрощают жизнь: можно сделать чек-лист без блокнота и ручки или отследить физическую активность. Игры — тоже приложения. На их создание требуется больше ресурсов, но они окупаются.
На рынке мобильных приложений много места. С хорошей идеей специалист может легко заработать. Потому что от гиперссылок с иконками рынок пришел к большому коммьюнити, удобным платформам и разным возможностям распространения.
На разных языках пишут в разных средах разработки. Среда для разработки — программа, в которой пишут и запускают код. С ней можно посмотреть, как приложение будет выглядеть на устройстве, для которого оно пишется.
Для разработки на Android рекомендуют Java и Kotlin. Они реализуются в среде разработки Android Studio. По ним много гайдов в интернете, и у них большое сообщество.
Для разработки на IOS рекомендуют Swift. Он реализуется в Xcode. Эта среда разработки запускается только на Mac. Можно работать и через Windows, но придется разобраться в тонкостях установки неофициальной сборки. По Swift много информации от самой Apple.
Для кроссплатформенной разработки можно использовать любые языки. Сред разработки для кроссплатформ много. Одна из популярных — Xamarin.
Можно ориентироваться на несколько факторов при выборе первой платформы для разработки.
Если готовы вложиться, выберите iOS. Если нет Макинтоша, придется купить, а еще нужно будет ежегодно продлевать подписку по цене 99$. При условии, что вы хотите зарабатывать с каждой покупки продукта как самостоятельный специалист. Также можно зарабатывать программистом в компании.
Если желания больше, чем средств, выберите кроссплатформу или Android. Работать можно на любом компьютере, а заплатить нужно будет один раз 25$ при регистрации.
На iOS пользователи более лояльны к платным приложениям и подпискам. Самостоятельным айтишникам получится заработать больше, сотрудничая с Apple.
Кроссплатформы — тоже выгодно. Делаешь одно приложение, а получаешь деньги с реализации на двух операционных системах.
Если в приоритете не заработок, а идея, обратите внимание на Android. Тут больше коммьюнити и возможностей для реализации. Можно воплотить в жизнь практически любую идею из-за нестрогих ограничений и правил Google Play.
Если хотите просто попробовать, лучше как можно скорее выпустить приложение и посмотреть, как это вообще работает. Займитесь кроссплатформенной разработкой. Вложите меньше сил, средств и времени, а результат получите быстро. Однако если в приоритете качество, и вы уже уверены в том, что разработка — ваше, выбирайте натив. Дизайн будет качественнее и точно не сломается от переноса на другую платформу. Продукт, разработанный нативно, будет работать надежнее. Пользоваться им будут активнее и с большим удовольствием.
Также стоит учитывать, что приложения для разных платформ пишутся на разных языках. Обратите внимание на их синтаксис и количество обучающих материалов по ним. И выберите тот, который кажется вам приятнее. Потому что кому-то нравится естественный Python, а кому-то — универсальный C#.
Сфер работы у мобильного разработчика много. Он может делать игру-платформер, головоломку типа судоку или трекер для отслеживания развития беременности. Все ограничивается фантазией и требованиями работодателя.
Работать на себя без клиентов. Тогда деньги вы будете получать от сотрудничества с магазинами приложений. Или от рекламодателей. Для второго варианта — приложение должно стать достаточно популярным.
Перейти на фриланс. Есть много клиентов, которые хотят запустить свое мобильное ПО. Например, школы танцев, чтобы поместить расписание занятий и информацию по направлениям в одном месте. Клиенты фрилансеров — малые бизнесы, у которых нет своего штата программистов.
Работать в компании. Только на hh.ru есть тысяча вакансий программистов мобильных приложений. Даже без опыта можно стать стажером.
На фрилансе и работе на себя можно зарабатывать сколько угодно. В первом случае все зависит от количества клиентов и их возможностей, во втором — от того, сколько людей скачали ваше приложение и сколько рекламодателей взяли у вас рекламу. Помните, что мобильные приложения сегодня нужны всем. Чтобы найти клиента, потребуются только ваши софт-скиллс — желающих разработать свое приложение много.
Зарплаты программистов в компании начинаются от 40 000 рублей. Это начинающий junior-специалист, прошедший стажировку. Через пару лет уже middle сможет зарабатывать от 100 000 рублей. Программист, который может все, — senior. Он получает от 200 000 рублей. Цифры примерные, все зависит от компании, в которую вы устроитесь, и от ваших умений.
Используйте бесплатные гайды. Их предоставляют сами компании, Apple и Google. С ними получится разобраться в синтаксисе выбранного языка и написать что-то простое.
Станьте частью сообщества программистов. Написание кода — это всегда практика. Лучше посоветоваться с экспертами и попросить помощи у них, чем изучать теорию, но не знать, как ее реализовать.
Читайте книги. По ним изучают многое в программировании. Здорово, если вы знаете английский. Так получится читать больше литературы, в которой есть понятные примеры и пошаговые инструкции. Потому что не все из зарубежного сообщества переводится на русский.
Разработка мобильных приложений в любом случае требует много времени и ресурсов. Если вам хочется попробовать, но вы не уверены в том, что это ваше, войдите в IT другими способами. Например, освойте профессию тестировщика.
Курс Профессия «Тестировщик» от Академии Сигма подойдет, если вы:
Если вы приняли решение изучать разработку самостоятельно, будет непросто. Академия Сигма облегчает процесс обучения — наши программы созданы с помощью лучших практик преподавания. Мы нацелены на практику, так что все работы по окончании курса можно будет положить в портфолио.
Начните развитие в IT с курсом Профессия «Тестировщик» от Академии Сигма. Станьте специалистом в компании или найдите работу на фрилансе.