Сигма

Академия «Сигма»

  • Программы

Медиаблог /

Таргетолог: кто это и чем он занимается

25 марта 2023

Таргетолог: кто это и чем он занимается

Если вы проводите время во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», то точно встречаете рекламные объявления в ленте, сторис, видео.

Таргет

Получите востребованную профессию бесплатно. Обучение от 1 до 4 месяцев

Принять участие

Такие объявления настраивают таргетологи и хорошо на этом зарабатывают. Рассказываем, что такое таргетинг, чем занимаются таргетолог, и почему их труд высоко оценивается.

Как работает таргетинг

Таргетинг — один из платных инструментов интернет-маркетинга. Позволяет показывать рекламу узкой аудитории в соцсетях, на основе интересов пользователей и их поведения.

Рекламодатель платит за целевые действия пользователя. Соцсеть выступает в качестве рекламной площадки, за размещение на которой нужно заплатить. Площадка работает по принципу аукциона — кроме вас есть и другие рекламодатели, которые борются за внимание пользователей. 

Кто больше выставит ставку за клик по объявлению, то объявление и будет чаще видеть аудитория. Для конкурентов это означает, что потребуется повышать ставки и вкладывать больше бюджета.

Кадр из фильма «Лучшее предложение»
Кадр из фильма «Лучшее предложение», kinopoisk.ru

Настройка рекламы на целевую аудиторию. Например, вы продаете развивающие детские игрушки, и хотите, чтобы их покупало больше людей. 

Вы можете воспользоваться рекламным кабинетом в нужной соцсети: создать баннеры, написать тексты, настроить параметры нужной аудитории и запустить объявления.

Вы знаете, что ваша аудитория — женщины в возрасте от 23 до 45 лет, они интересуются уходом за детьми, состоят в пабликах о воспитании и интересуются детской литературой. 

Каким образом соцсеть показывает объявления именно этой аудитории?

Соцсети накапливают данные об интересах пользователей

При регистрации в соцсети пользователи соглашаются на сбор информации о себе. Алгоритмы отслеживают интересы и поведение на основе поисковых запросов, покупок, скроллинга ленты, проявления активностей в тех или иных разделах соцсети. 

Эти данные как раз и позволяют таргетологу выставить соответствующие настройки в рекламном кабинете.

Что происходит дальше?

Таргетолог анализирует аудиторию

Анализ и сегментация аудитории — элемент, без которого невозможен маркетинг. Чтобы у бизнеса были продажи, необходимо знать портрет потребителя.

Суть в том, чтобы подробно проанализировать людей, которые потенциально будут заинтересованы в покупке ваших игрушек. Сначала получится довольно общий портрет, который учитывает геоположение, пол, возраст, основной круг интересов. Этот портрет нужно сегментировать — разделить людей по типажам, учесть разный ритм жизни, занятость, психологию и жизненные ценности.

Таргетолог анализирует аудиторию
Изображение от FreePik

В крупных компаниях и агентствах анализ проводят не только вручную, но запускают маркетинговые исследования или покупают их. 

Парсинг помогает более тонко настраивать рекламу, выделяя те сегменты аудитории, которые не удастся выделить инструментами рекламного кабинета.

Таргетолог разрабатывает гипотезы

Гипотеза в маркетинге — идея, которая предположительно даст результат. Упрощенно это выглядит так: «А что, если аудиторию молодых мам можно застать в парках, когда они гуляют с детьми? Попробую запустить рекламу на эти геоточки!» или «Аудиторией бренда развивающих игрушек могут быть не только мамы, но и бабушки, которые сидят в соцсетях».

Так таргетолог генерирует гипотезы, сопоставляя разные данные. Задача во время этого процесса — протестировать максимум гипотез и найти среди них связки, которые начнут приносить продажи.

В работе таргетолог часто использует майнд-карты, чтобы структурировать идеи и показывать их клиенту.

ментальная карта

Таргетолог запускает рекламу

Реклама — это бесконечный цикл, который состоит из тестирования гипотез, оптимизации и масштабирования.

На этом шаге таргетолог настраивает кампании и объявления в рекламном кабинете, выставляет параметры аудитории — географию показа, пол, возраст, и другие настройки.

Пишет тексты и создает баннеры тоже таргетолог, но иногда эти задачи делегируют копирайтеру и дизайнеру.

Далее нужно отслеживать эффективность рекламы — следить за данными в рекламном кабинете, отключать неэффективные объявления и масштабировать эффективные.

Роль таргетолога в бизнесе

Бизнесу нужен измеримый результат. 

Результатом могут быть продажи, повышение узнаваемости, регистрация на вебинары, просмотры — это зависит от бизнес-стратегии. Таргетолог выясняет цели бизнеса и переводит их на язык цифр, общаясь с клиентом и разбираясь в продвигаемом продукте.  

Принести бизнесу выгоду. В маркетинге есть понятие «воронка продаж». Она показывает последовательность шагов, которые должен пройти пользователь, чтобы достигнуть цели.

пирамида продажи
Изображение с сайта Nnov.ru

Например, цель — покупка развивающей игрушки. Чтобы пользователь достиг этой цели, сначала ему предстоит увидеть рекламу в соцсети, перейти в сообщество, узнать о вашей компании, почитать отзывы, ознакомиться с контентом. И возможно повторить этот цикл несколько раз.

Реализовать воронку продаж. Задача таргетолога — сделать так, чтобы по мере сужения воронки отсеялись минимум людей, и максимум — дошли до цели. Задача реализуется, если верно составлен портрет аудитории, установлены верные параметры ее поиска, и продукт грамотно презентуют. 

В этих процессах необходимо участие самого клиента. Например, не все таргетологи включают в стоимость своих услуг создание контента — потребуется либо заплатить отдельно, либо нанять контент-менеджера. 

Важно знать, что на успех продвижения влияют факторы, неподвластные таргетологу — сезонность, конкуренция, качество и внешний вид продукта, его востребованность на рынке, оправданность цены и так далее.

Спрогнозировать результаты и грамотно распорядиться бюджетом. Продвинутые таргетологи обращаются к юнит-экономике и делают расчеты, чтобы выяснить, сколько стоит привлечение клиента, и насколько это выгодно бизнесу. 

Некоторым компаниям продвижение в соцсетях и вовсе не подходит, что часто бывает в сфере B2B (business to business — услуги и товары не для частных лиц, а для других компаний).

Такое погружение в бизнес-процессы помогает составлять правильные стратегии и не сливать бюджет.

Обязанности таргетолога

Обязанности могут отличаться в зависимости от того, с каким клиентом работает таргетолог, ведет клиентов на фрилансе, в агентстве, или работает на стороне компании.

Обязанности таргетолога
Пример обязанностей junior-таргетолога, взятый из реальной вакансии на hh.ru

Разберем несколько обязанностей:

Настройка таргетированной рекламы. Таргетологу желательно уметь запускать рекламу на любых площадках. Это не сложно, так как принцип действия везде одинаковый. Отличаются только интерфейсы и действие алгоритмов каждой соцсети. 

Настроить рекламу означает нажать нужные кнопки в рекламном кабинете и выставить верные числовые значения. Освоиться в рекламном кабинете тоже легко, сложнее — овладеть маркетинговым мышлением, чтобы реклама была эффективной.

Распределение бюджета, отслеживание эффективности его использования. Таргетолог должен понимать, как распределить бюджет на месяц, сколько можно потратить в день, каким рекламным кампаниям урезать бюджет, а каким увеличить. Существуют специальные таблицы и формулы, которые помогают легко справляться с этими задачами.

Работа в команде с дизайнером. Таргетолог должен владеть на базовом уровне редактором Figma или дизайн-конструктором Canva, чтобы самостоятельно создавать баннеры. Иногда компания или агентство позволяет делегировать эту задачу дизайнеру, чтобы освободить время. В таком случае, потребуется составить подробное ТЗ (техническое задание).

Отслеживание эффективности рекламных кампаний и составление отчетности. Несколько раз в неделю нужно проверять, как движется показ рекламы. Объявления и кампании, которые не приносят результата, отключают. 

Отчеты нужны, чтобы следить за бюджетом, делать выводы об эффективности рекламных кампаний и корректировать стратегию. Их составляют в таблицах, а также используют автоматизированные сервисы, вроде DataFan

Настройка аналитики. Сервисы аналитики помогают детальнее исследовать поведение пользователей и делать выводы об эффективности рекламы. 

В России самый популярный сервис — Яндекс.Метрика. Кроме отчетов и статистики у него есть инструмент «вебвизор» — это тепловая карта, на которой можно отследить клики пользователей на сайте, по какому сценарию они пролистывают страницы, какие разделы чаще смотрят.

Как стать таргетологом

Отвечаем на 2 частых вопроса о том, как стартовать в профессии, даже если вы абсолютный новичок и не разбираетесь в маркетинге. 

Сколько и где нужно учиться

Таргетологи и другие специалисты из сферы маркетинга проходят ни один курс в течение карьеры. Кроме курсов есть варианты самообучения, чтения книг, посещения онлайн мастер-классов.

Первому обучению достаточно посвятить 2-3 месяца, и желательно, чтобы на нем была обратная связь. На курсе «Таргетолог и SMM-специалист» обучение длится 2 месяца, и на 75% состоит из практики. 

Уже после первых занятий студенты делают домашние задания, по которым дают обратную связь и вносят правки. Студенты учатся создавать рекламные баннеры, писать тексты, настраивать рекламу ВКонтакте, изучают основы маркетинга. 

Все получившиеся работы можно поместить в портфолио и использовать для поиска первых заказов.

Как взять проект в работу или устроиться в агентство

Кейсы и опыт работы не на первом месте — многие заказчики и компании намеренно берут новичков.

Важна мотивация развиваться в профессии, умение презентовать себя на собеседованиях, в резюме и сопроводительных письмах. Этим навыкам нужно учиться, и помогает в этом карьерный центр Академии «Сигма». По окончанию курса, студенты проходят консультации с карьерными специалистами, формируют план действий и находят первые заказы.

У Академии есть закрытый чат вакансий, возможность общаться с заказчиками, делать тестовые задания, а иногда появляется возможность попасть на стажировку.

Помогаем найти вашу работу мечты

Лучшая инвестиция — это инвестиция в себя, в свои знания и будущее. Оставьте заявку на обучение прямо сейчас и станьте участником проекта

Принять участие